Актуальные проблемы исполнения государственного (муниципального) контракта на стадии приёмки товаров (работ, услуг)

С 3 по 4 февраля 2016 года, г. Великий Новгород.

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Академия подготовки главных специалистов» (Лицензия на право осуществления образовательной деятельности: серия 23Л01 № 0004151, регистрационный № 07303 от 13.11.2015 года) приглашает на обучающий двухдневный семинар на тему:
 
«Актуальные проблемы исполнения государственного (муниципального) контракта на стадии приёмки товаров (работ, услуг)»
 
Программа обучающего семинара для заказчиков по 44-ФЗ (3-4 февраля, с 10.00 до 18.00)
 
1. Обзор нововведений в системе госзаказа.
2. Изменения в процедурах планирования, мониторинга и аудита.
3. Новые правила в способах определения поставщиков.
4. Особенности осуществления отдельных видов закупок.
5. Нормативные новшества и ошибки заказчиков при заключении, исполнении, изменении, расторжении контрактов.
6. Проблемы исполнения контракта на стадии приёмки товаров (работ, услуг).
7. Контроль, аудит, проверки закупок.
 
В программе: ответы на вопросы, деловые игры, разбор проблемных ситуаций.
 
Несмотря на всю важность законодательного регулирования отношений по приёмке, в Законе № 44-ФЗ нормы, посвящённые приёмке, изложены законодателем крайне фрагментарно и небрежно, а регулирование в целом представляется неудачным.
Так, Закон № 44-ФЗ предоставляет право заказчику на создание приёмочной комиссии (ч. 6 ст. 94) (речь должна идти о комиссии по приёмке), однако не содержит перечень случаев, когда приёмочная комиссия должна создаваться заказчиком в обязательном порядке. Руководствуясь нормой ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ можно провести приёмку, например, построенного по контракту объекта капитального строительства, без создания комиссии по приёмке, т.е. единолично, что существенным образом увеличивает риски, связанные с недобросовестными действиями аффилированных заказчиков и поставщиков на стадии приёмки.
Из содержания ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ следует, что документ о приёмке подписывается заказчиком, а в случае создания приёмочной комиссии - подписывается членами комиссии и утверждается заказчиком.
Однако документ о приёмке может подписать или утвердить должностное лицо, специально уполномоченное заказчиком, но не сам заказчик, поскольку заказчик является государственным органом (органом государственной власти) (п. 5 ст. 3 Закона № 44-ФЗ), из чего следует вывод о некорректном определении законодателем субъекта правоотношений в лице заказчика.
Толкование рассматриваемой нормы ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ приводит к выводу о том, что документ о приёмке должен подписать только заказчик. Вместе с тем согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ приёмка должна быть оформлена актом, подписанным обеими сторонами контракта.
Несоответствие результатов исполнения обязательств по контракту условиям контракта не всегда может служить для заказчика основанием для отказа в приёмке. Критериями, при наличии которых заказчик «вправе не отказывать в приёмке» поставщику (ч. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ), являются отсутствие препятствий в осуществлении приёмки и устранение поставщиком выявленных несоответствий.
Логично предположить, что если поставщик устранит выявленные заказчиком недостатки, то в принципе не может существовать какого-либо несоответствия между условиями контракта и результатом исполнения обязательств по контракту, которое тем не менее не создает препятствий для приёмки.
Именно поэтому критерии допустимости проведения приёмки, сформулированные законодателем в ч. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, не могут применяться в совокупности, так как являются взаимоисключающими.
Единственным критерием правомерности осуществления приёмки может быть устранение поставщиком выявленных заказчиком нарушений, но и здесь отсутствует какая-либо правовая определенность в вопросе о сроке устранения нарушений, допущенных поставщиком.
Расплывчатость формулировок ч. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ вместе с наделением заказчика правом «не отказывать в приёмке» приведёт к росту злоупотреблений со стороны заказчиков на стадии приёмки, поскольку порядок устранения нарушений поставщиком в Законе № 44-ФЗ не определен.
Отрицательной оценки заслуживает и общая норма Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой порядок и сроки приёмки должны быть определены в контракте (ч. 7 ст. 94), что также создает основания для нарушений заказчиками порядка приёмки, поскольку правила о проведении приёмки в Законе № 44-ФЗ сформулированы фрагментарно.
В отсутствие норм, регулирующих отношения по приёмке на уровне закона, заказчикам и поставщикам приходится руководствоваться нормативными правовыми актами советского периода, действие которых распространяется на отношения по исполнению обязательств по контрактам только в случае, если стороны контракта согласовали применение указанных актов.
Несмотря на объективно существующее несоответствие советских нормативных актов о приёмке потребностям современного гражданского оборота, тем не менее определенные положения данных актов выгодно их отличают от норм Закона № 44-ФЗ о приёмке.
Так, в соответствии с п. 13 Инструкции о приёмке по качеству приёмка проводится руководителем предприятия-получателя или его заместителем в соответствии с компетенцией указанных лиц, а не самим предприятием (заказчиком по аналогии с ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
В отношении случаев отсутствия представителей инспекции по качеству в местонахождении предприятия-получателя в Инструкции, в частности, предусматривалась проверка по качеству, выполнять которую были обязаны компетентные представители общественности предприятия-получателя (подп. «б» п. 20 Инструкции).
Показательно, что в Инструкции содержится прямой запрет в отношении отдельных категорий лиц на участие в проверке по качеству в качестве представителей общественности предприятия (руководитель предприятия, его заместитель, работники отдела технического контроля, товароведы, осуществляющие учёт, хранение, приёмку и отпуск материальных ценностей и т.д.) (п. 22 Инструкции). Вместе с тем в Законе № 44-ФЗ какие-либо требования к порядку определения лиц, осуществляющих приёмку и связанные с указанной деятельностью ограничения, не предусмотрены.
Регламентированы в обеих Инструкциях и сроки приёмки продукции (п. 6 Инструкции о приёмке по качеству, п. 9 Инструкции о приёмке по количеству), в то время как указанные сроки в Законе № 44-ФЗ отсутствуют.
Отсутствие надлежащего правового регулирования отношений на стадии приёмки делает очевидным необходимость определения в законе порядка и сроков осуществления приёмки в зависимости от специфики товаров, работ и услуг, ведение перечня лиц, которые не вправе осуществлять приёмку, определение закрытого перечня случаев обязательного создания комиссии по приёмке.
Немаловажной проблемой, остро стоящей на практике, является запрет на одностороннее расторжение контракта и возможность расторгнуть контракт только по соглашению сторон либо в судебном порядке (ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).
В очередной раз приходится констатировать, что нормы Закона № 94-ФЗ входят в прямое противоречие с нормами ГК РФ, допускающими в определенных случаях одностороннее расторжение договора (ст. 450, 451, 534, 715 ГК РФ).
 
Ведущий семинара: Алексеева Мария Сергеевна.
Эксперт федерального уровня. Старший преподаватель Академии подготовки главных специалистов, зам.гендиректора по тендерным вопросам специализированной организации ООО «Бартон». Консультант по закупкам ряда государственных и коммерческих организаций.
 
 
  Стоимость обучения 1 человека:
8 000 рублей - участие в двухдневном очном семинаре (с 3 по 4 февраля).
12 000 рублей - участие в очном семинаре с параллельным или последующим прохождением дистанционного обучения по курсу повышения квалификации «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / »Управление государственными и муниципальными закупками» в объёме 144 часов и выдачей удостоверения о повышении квалификации установленного образца.
15 000 рублей - участие в  очном семинаре с паралелльным или последующим прохождением дистанционного обучения по курсу повышения квалификации «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»« / »Управление государственными и муниципальными закупками» в объёме 260 часов и выдачей диплома о профессиональной переподготовки установленного образца с присвоением квалификации «Специалист в сфере закупок» или «Эксперт в сфере закупок».
Регистрация: Для участия в семинаре необходимо прислать на электронный адрес kurs@rosakademia.ru ФИО участников и платежные реквизиты и заключить договор. Справки по бесплатному телефону: 8 800 55 000 23.
Место проведения: КЦ «Диалог», Великий Новгород, ул. Большая Московская, 37/9.
Время проведения: с 10.00 до 18.00. Начало регистрации: с 9 часов 30 мин.
Выдаваемые документы: Именной сертификат участника от Академии подготовки главных специалистов.
Удостоверение о повышении квалификации.
Диплом о профессиональной переподготовке.

Курсы для бухгалтеров, педагогов, специалистов по закупкам и безопасности, управленцев и...
Дистанционное обучение заказчиков аукционов, котировок, предложений по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ...
Практическое обучение участников (поставщиков) котировок, предложений, аукционов по 44-ФЗ и 223-ФЗ...
Очное обучение в Сочи, Ялте, Краснодаре, Симферополе по системе «всё включено» в летний период 2018...