Обучающиеся желают получить образование, которое гарантирует им трудоустройство, преподаватели хотят учить привычными проверенными методами, административные кадры боятся, что инвестиции, вложенные во внедрение инноваций, могут быть несообразны полученным результатам.
Однако, поскольку реализация получаемых знаний на практике может занимать довольно много времени, изменения в образовательных системах также интегрируются долго. Изначально новые методики обучения воспринимаются заинтересованными сторонами критично.
Несмотря на это, новейшие методики быстро внедряются в повседневную жизнь. 65% фирм привлекают преподавателей для обучения сотрудников (classroom), 20% пробуют дистанционные образовательные программы (e-learning), остальные 15% являются поборниками иных методов учебы. Альтернативные образовательные программы быстро развиваются: их уже 15% от всех учебных направлений. Именно такие способы образования сейчас считаются передовыми.
Вы – директор фирмы, желающий узнать, чем различаются эти три типа обучения, и сделать своих сотрудников более компетентными? Или же вы – наемный работник, который хочет выбрать оптимальную форму обучения лично для себя? Достигнуть целей вам поможет этот материал. Из него вы узнаете, в чем заключается различие между устоявшимися и новыми образовательными способами и какие методы чаще всего применяются в корпоративном обучении специалистов.
1. Обучение с тьютором. Это самый распространенный способ обучения. Он особенно результативен, поскольку подразумевает прямую передачу знаний без искажений. Такое обучение может проходить в разных формах. Например:
• Лекции – привычный механизм: тьютор говорит, аудитория внимает.
• Семинары – подразумевают формат диалога: преподаватель рассказывает, учащиеся принимают непосредственное участие в общении.
• Коучинг – обучение с индивидуальным подходом. Задача преподавателя, не принимающего в обучении непосредственного участия, - раскрыть потенциал своего слушателя.
• Наставничество – еще один способ индивидуального образования, в данном случае заключающегося в передаче тьютором слушателю накопленного опыта. Наставник является воплощением идеальной поведенческой модели в заданной ситуации.
• Интерактивные игры (ролевые, психологические и др.) – в данном случае тьютор также является организатором обучающего процесса. Учащиеся применяют новые навыки и опыт в специально смоделированных ситуациях.
2. Дистанционное обучение (например, по программе профессиональной переподготовки по 44-ФЗ «Контрактный управляющий») – при таком способе тьютор не общается с учащимся непосредственно, а использует альтернативные методы передачи информации. Главное преимущество такой образовательной формы в том, что слушатель может учиться даже на внушительном расстоянии от тьютора и в приемлемое для себя время.
• Самообучение на основании специальных комплектов, разосланных по почте, - один из основных методов дистанционного образования. Он существует с тех самых пор, как были созданы почтовые рассылки. Сейчас применяются в основном компьютерные средства связи. Тьютор присылает задания для самостоятельного выполнения, а затем проверяет их правильность.
• Интерактивные обучающие курсы – наиболее современный метод образования на расстоянии, в котором применяется весь спектр возможностей компьютеров. Учебные материалы создаются на базе специального программного обеспечения (SCORM и др.), в курс включаются упражнения и тесты, аудио- и видеофайлы, 3D-модели. Безусловным плюсом такого способа образования также является возможность прохождения программы в свободное время.
• Вебинары – занятия в группах, организованные с помощью электронных коммуникационных средств. Преподаватель использует специальную электронную площадку, которая позволяет общаться со слушателями.
• Видеоконференции – еще один групповой метод образования. Слушатели Академии ГлавСпец общаются с преподавателем в формате «вопрос–ответ». Обучение ведется с помощью специальных компьютерных программ, позволяющих организовать многоканальное общение («Skype» и др.).
• Видеоуроки – это записанные лекции. Учащиеся могут смотреть их в свободное время.
• Запись учебных кейсов – в этом случае преподаватель задает несколько реальных ситуаций, а аудитория предлагает варианты поведения в них. Главное преимущество такого способа обучения в том, что он позволяет обучающимся выработать ряд практических навыков без помощи преподавателя.
3. Подкастинг – это образовательный формат, при котором учебные аудио- и видеозаписи размещаются в интернете. Это самый высокотехнологичный способ обучения, он особенно полезен для неформализованной учебы, повышения квалификации и самообразования. В России возможности интернет-обучения пока используются не в полном объеме.
• Аудиокнига – записанная лекция, которую слушатель может прослушать в любое время в любом месте: в автомобиле или автобусе, в своей квартире или на рабочем месте.
• Аудио- и видеоподкасты в соцсетях – метод обучения, основанный на созданных тьютором коротких учебных фрагментах, которые слушатели Академии ГлавСпец могут изучить в соцсетях. Они сами ищут необходимые данные и обмениваются ими. Сейчас технология преимущественно применяется в общедоступных соцетях, однако актуальные системы дистанционного образования поддерживают и наличие корпоративных соцсетей. Материалы, которые в них размещаются, могут быть очень интересны как работникам фирмы, так и ее клиентам.
• Аудиогид – это электронная запись лекций о предмете, которую необходимо прослушать в момент визуального осмотра этого предмета. Слушатель самостоятельно изучает предмет, при этом тьютор, создавший запись, направляет его в этом. В Европе весьма распространенными являются аудиоэкскурсии по музеям. В сфере предпринимательства можно использовать аудиогиды для путешествий по складам, архивам и другим служебным помещениям. Такие записи помогут освоиться на рабочем месте новым сотрудникам. Эта форма является наиболее результативной в фирмах, которые редко меняют свое рабочее пространство. Главное достоинство такого метода – экономия времени.
• Интернет-серфинг (поиск в web-пространстве сведений по нужной теме) – образовательный метод, предусматривающий использование обширных коммуникационных возможностей интернета. Преподаватель формирует для слушателей задание, направленное на поиск данных в сети. Они сами выполняют его, получая одновременно и навык интернет-серфинга, и сведения о предмете. Такой метод целесообразно применять для посттренингового образования.
• Блоги по теме – преподаватель ведет свой интернет-блог по образовательной теме, а учащиеся сами его изучают. Преподаватель обычно помещает в блоге ссылки на допинформацию по своему предмету. Основная задача блогера – привлечь аудиторию. Для этого нужно грамотно продвигать свой блог на каждом тренинге, своевременно размещать посты, отвечать на вопросы, писать комментарии, то есть регулярно наполнять его новыми сведениями. Основное достоинство использования блога – возможность неформально поделиться знаниями, оставить ссылки на полезные сайты.
• WIKI (энциклопедизм) – создание базы данных, с которой учащиеся смогут работать сами, удовлетворяя свою потребность в сведениях. Задача преподавателя – своевременно поставлять в энциклопедию новые материалы.
Однако, поскольку реализация получаемых знаний на практике может занимать довольно много времени, изменения в образовательных системах также интегрируются долго. Изначально новые методики обучения воспринимаются заинтересованными сторонами критично.
Несмотря на это, новейшие методики быстро внедряются в повседневную жизнь. 65% фирм привлекают преподавателей для обучения сотрудников (classroom), 20% пробуют дистанционные образовательные программы (e-learning), остальные 15% являются поборниками иных методов учебы. Альтернативные образовательные программы быстро развиваются: их уже 15% от всех учебных направлений. Именно такие способы образования сейчас считаются передовыми.
Вы – директор фирмы, желающий узнать, чем различаются эти три типа обучения, и сделать своих сотрудников более компетентными? Или же вы – наемный работник, который хочет выбрать оптимальную форму обучения лично для себя? Достигнуть целей вам поможет этот материал. Из него вы узнаете, в чем заключается различие между устоявшимися и новыми образовательными способами и какие методы чаще всего применяются в корпоративном обучении специалистов.
1. Обучение с тьютором. Это самый распространенный способ обучения. Он особенно результативен, поскольку подразумевает прямую передачу знаний без искажений. Такое обучение может проходить в разных формах. Например:
• Лекции – привычный механизм: тьютор говорит, аудитория внимает.
• Семинары – подразумевают формат диалога: преподаватель рассказывает, учащиеся принимают непосредственное участие в общении.
• Коучинг – обучение с индивидуальным подходом. Задача преподавателя, не принимающего в обучении непосредственного участия, - раскрыть потенциал своего слушателя.
• Наставничество – еще один способ индивидуального образования, в данном случае заключающегося в передаче тьютором слушателю накопленного опыта. Наставник является воплощением идеальной поведенческой модели в заданной ситуации.
• Интерактивные игры (ролевые, психологические и др.) – в данном случае тьютор также является организатором обучающего процесса. Учащиеся применяют новые навыки и опыт в специально смоделированных ситуациях.
2. Дистанционное обучение (например, по программе профессиональной переподготовки по 44-ФЗ «Контрактный управляющий») – при таком способе тьютор не общается с учащимся непосредственно, а использует альтернативные методы передачи информации. Главное преимущество такой образовательной формы в том, что слушатель может учиться даже на внушительном расстоянии от тьютора и в приемлемое для себя время.
• Самообучение на основании специальных комплектов, разосланных по почте, - один из основных методов дистанционного образования. Он существует с тех самых пор, как были созданы почтовые рассылки. Сейчас применяются в основном компьютерные средства связи. Тьютор присылает задания для самостоятельного выполнения, а затем проверяет их правильность.
• Интерактивные обучающие курсы – наиболее современный метод образования на расстоянии, в котором применяется весь спектр возможностей компьютеров. Учебные материалы создаются на базе специального программного обеспечения (SCORM и др.), в курс включаются упражнения и тесты, аудио- и видеофайлы, 3D-модели. Безусловным плюсом такого способа образования также является возможность прохождения программы в свободное время.
• Вебинары – занятия в группах, организованные с помощью электронных коммуникационных средств. Преподаватель использует специальную электронную площадку, которая позволяет общаться со слушателями.
• Видеоконференции – еще один групповой метод образования. Слушатели Академии ГлавСпец общаются с преподавателем в формате «вопрос–ответ». Обучение ведется с помощью специальных компьютерных программ, позволяющих организовать многоканальное общение («Skype» и др.).
• Видеоуроки – это записанные лекции. Учащиеся могут смотреть их в свободное время.
• Запись учебных кейсов – в этом случае преподаватель задает несколько реальных ситуаций, а аудитория предлагает варианты поведения в них. Главное преимущество такого способа обучения в том, что он позволяет обучающимся выработать ряд практических навыков без помощи преподавателя.
3. Подкастинг – это образовательный формат, при котором учебные аудио- и видеозаписи размещаются в интернете. Это самый высокотехнологичный способ обучения, он особенно полезен для неформализованной учебы, повышения квалификации и самообразования. В России возможности интернет-обучения пока используются не в полном объеме.
• Аудиокнига – записанная лекция, которую слушатель может прослушать в любое время в любом месте: в автомобиле или автобусе, в своей квартире или на рабочем месте.
• Аудио- и видеоподкасты в соцсетях – метод обучения, основанный на созданных тьютором коротких учебных фрагментах, которые слушатели Академии ГлавСпец могут изучить в соцсетях. Они сами ищут необходимые данные и обмениваются ими. Сейчас технология преимущественно применяется в общедоступных соцетях, однако актуальные системы дистанционного образования поддерживают и наличие корпоративных соцсетей. Материалы, которые в них размещаются, могут быть очень интересны как работникам фирмы, так и ее клиентам.
• Аудиогид – это электронная запись лекций о предмете, которую необходимо прослушать в момент визуального осмотра этого предмета. Слушатель самостоятельно изучает предмет, при этом тьютор, создавший запись, направляет его в этом. В Европе весьма распространенными являются аудиоэкскурсии по музеям. В сфере предпринимательства можно использовать аудиогиды для путешествий по складам, архивам и другим служебным помещениям. Такие записи помогут освоиться на рабочем месте новым сотрудникам. Эта форма является наиболее результативной в фирмах, которые редко меняют свое рабочее пространство. Главное достоинство такого метода – экономия времени.
• Интернет-серфинг (поиск в web-пространстве сведений по нужной теме) – образовательный метод, предусматривающий использование обширных коммуникационных возможностей интернета. Преподаватель формирует для слушателей задание, направленное на поиск данных в сети. Они сами выполняют его, получая одновременно и навык интернет-серфинга, и сведения о предмете. Такой метод целесообразно применять для посттренингового образования.
• Блоги по теме – преподаватель ведет свой интернет-блог по образовательной теме, а учащиеся сами его изучают. Преподаватель обычно помещает в блоге ссылки на допинформацию по своему предмету. Основная задача блогера – привлечь аудиторию. Для этого нужно грамотно продвигать свой блог на каждом тренинге, своевременно размещать посты, отвечать на вопросы, писать комментарии, то есть регулярно наполнять его новыми сведениями. Основное достоинство использования блога – возможность неформально поделиться знаниями, оставить ссылки на полезные сайты.
• WIKI (энциклопедизм) – создание базы данных, с которой учащиеся смогут работать сами, удовлетворяя свою потребность в сведениях. Задача преподавателя – своевременно поставлять в энциклопедию новые материалы.